ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

           

Дети с ОВЗ - дети с разными нарушениями развития. В классе обучаются «обычные» дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. 

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ

1.Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход на всех этапах обучения, с учетом

специфики психики и здоровья каждого ребенка.(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке;

2.Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;с целью активизации познавательной и речевой деятельности;

3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления. (устали, могут встать, пописали, устно)

4.Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;(по лит.чтению выучить не все, а половину стихотворения, пересказ отрывок, который понравился ребенку, ответить на 1 вопрос, нарисовать рисунок, по рус.яз. выполнить не все упр-ние, а 2 предложения списать, но без ошибок, по матем.не весь номер, а 2 столбика только решить; по окр. миру,- ответить на 1 вопрос; диктант дети пишут меньшее кол-во слов, контр.работа, не 10 примеров решают, а 5.)

5.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.

6.Обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности.Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала).Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение;

7.Помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;

8.Максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка. (Использовать игровые моменты на уроках)

9.Стимулирование познавательного интереса различными приемами

занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками и т.д.)

Даю учебный материал небольшими частями, чтобы не загружать детей. Строю объяснение через рассуждение, практическую деятельность, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций.

Кроме уроков предусмотрено проведение с учащимися групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. При организации коррекционных занятий я стараюсь исходить из возможностей ребенка.Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение кучебному труду.В дальнейшем трудность задания увеличиваю пропорционально возрастающим возможностям ребенка. 

Очень важно сотрудничество с родителями детей этой категории! Я предоставляю родителям в индивидуальном порядке данные о результатахработы, планы работы, динамику развития их детей с конкретными рекомендациями, как с моей стороны, так специалистов (логопеда, психолога). Обращаю внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий, на планирование внеурочной занятости.

Кроме этого, я как классный руководитель привлекаю детей и их родителей участвовать в конкурсах (очных и дистанционных). Участвуя, дети получают грамоты, дипломы, благодарности и порой не просто за участие, а за призовые места. Разнообразие кружков позволяет ребятам сделать самостоятельный выбор, попробовать свои возможности, проявить свой талант. Дети с удовольствием участвуют в праздниках, конкурсах, развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И тихая затаенная радость за успех своего ребенка. Так естественно происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников. У нас много планов на будущее. И я думаю, что вместе мы сможем многое.

В заключении скажу, что главная задача учителя – это социализация ребенка с ОВЗ, включение его в полноценную школьную жизнь, что мы, педагоги стараемся делать.

Своё выступление я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили

Спешите, дети, будем учиться летать!»: «Нет случайно родившихся детей. Ниодин Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление вземную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому,что именно его не хватало миру!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий