Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» 2 год обучения.

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»

                                                                                                                                                                                

Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для второго года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской). Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника

Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» спортивно- оздоровительного направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.

             Новизна  данной программы курса определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

 Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

Программой «Шахматы» предусматривается 35 занятий (одно занятие в неделю). Учебный курс включает три темы: «Сведения из истории шахмат», «Базовые понятия шахматной игры», «Практико- соревновательная деятельность». «Основные формы организации внеурочной деятельности».

«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность, и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:

 – воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;

 – формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий;

 – обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;

 – развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 – воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;

– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

 – воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;

 – информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

 

Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

 

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

 

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Сведения из истории шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.  Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам, основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

 

Практико-соревновательная деятельность.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. Занятия по внеурочной деятельности по курсу «Шахматная Азбука» проводятся с использованием игровой и познавательных видов деятельности.

Основные формы организации внеурочной деятельности при изучении данного курса: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.

 

 

К концу второго года обучения дети научаться:

-        выполнять простейшие элементарные шахматные комбинации;

-        использовать в речи шахматные термины, называть шахматные фигуры и познакомятся с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);

-        ориентироваться на шахматной доске;

-        правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

-        рокировать; объявлять шах; ставить мат;

-        матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

 

-        К концу второго года обучения дети получат возможность научиться:

-        взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

-        развивать восприятие, внимания, воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением.

-        записывать шахматную партию;

-        проводить элементарные комбинации.

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Наименование раздела

Количество часов

Сведения из истории шахмат

1

Базовые понятия шахматной игры

28

Практико-соревновательная деятельность

6

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы»

2 год обучения (4 класс)

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Краткое содержание занятия

По плану

По факту

Сведения из истории шахмат – 1 час

1

07.09

 

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

презентация

Знание сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.

                                 Базовые понятия шахматной игры– 28 часов

2

14.09

 

Шахматные фигуры (повторение).

беседа-игра

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Знать о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Уметь проводить элементарные комбинации. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

3

21.09

 

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

беседа-игра

4

28.09

 

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьёй.

беседа-игра

5

05.10

 

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

практическое

занятие

6

19.10

 

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

практическое

занятие

7

09.11

 

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

беседа-игра

8

16.11

 

Тактический прием «двойной удар».

беседа-игра

9

23.11

 

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

беседа-игра

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Уметь проводить элементарные комбинации. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Знать способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации. Знать способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации.

10

30.11

 

Тактический прием «ловля фигуры».

беседа

11

07.12

 

Тактический прием «сквозной удар».

беседа-игра

12

14.12

 

Мат на последней горизонтали.

игра

13

21.12

 

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

игра

14

28.12

 

Тактический прием «открытый шах».

игра

15

11.01

 

Тактический прием «двойной шах».

игра

16

18.01

 

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

турнир

17

25.01

 

Шахматный турнир.

игра

Играть без нарушений правил шахматного кодекса. Уметь определять последовательность событий. Правильно помещать доску между партнёрами, расставлять фигуры. Решать элементарные задачи на шахматной доске. Давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Совместно договариваться в процессе игры. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Определять последовательность событий. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Иметь представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

18

01.02

 

Шахматный турнир.

игра

19

08.02

 

Шахматный турнир.

игра

20

15.02

 

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

игра

21

22.02

 

Основы игры в дебюте: атака на короля.

игра

22

01.03

 

Основы игры в дебюте: атака на короля.

игра

23

 

15.03

 

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

беседа

24

22.03

 

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

игра

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Выявлять закономерности и проводить аналогии.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

25

05.04

 

Основы анализа шахматной партии.

игра

26

12.04

 

Основы анализа шахматной партии.

игра

 

 

27

19.04

 

Основы анализа шахматной партии.

игра

28

26.04

 

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

игра

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Выявлять закономерности и проводить аналогии.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

29

03.05

 

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

игра

 Практико-соревновательная деятельность– 6 часов

30

10.05

 

Шахматный турнир.

турнир

Разыгрывать партию с партнером. Соблюдать правила поведения за шахматной доской. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме. Уметь играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

31

17.05

 

Шахматный турнир.

турнир

32

24.05

 

Шахматный турнир.

турнир

33

 

 

Шахматный турнир.

турнир

34

 

 

Шахматный турнир.

 

турнир

35

 

 

Шахматный турнир «Чемпион класса». Подведение итогов.

турнир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности

Для учителя:

1.      Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, электронное пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. 2019 г.

2.      Шахматы в школе.  Методические рекомендации. Второй год  обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, электронное пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. 2019 г.

3.      Шахматы в школе.  Рабочая тетрадь.  Второй год  обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, электронное пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. 2019 г.

 

 

Для обучающихся:

  • Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова. Рабочая тетрадь. Шахматы в школе (второй  год обучения): учеб. пособие для общеобразоват. организаций, электронное пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. 2019 г.
  • Наборы (доска и фигуры)

 

Оборудование в классе:

Компьютер, проектор, экран, демонстрационная доска и фигуры.

 

Интернет ресурсы:

1         https://prosv.ru/_data/assistance/881/33-0204-01.pdf Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, электронное пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. 2019 г.

2         https://alleng.org/d/add/chess09.htm  Шахматы в школе.  Методические рекомендации. Второй  год  обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, электронное пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. 2019 г.

3         https://alleng.org/d/add/chess05.htm  Шахматы в школе.  Рабочая тетрадь.  Второй год  обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, электронное пособие / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. 2019 г.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий