Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля - наш дом» 4 класс.

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля - наш дом»

    Программа курса «Земля - наш дом» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования. Опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

            Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» экологическое направление.

    Новизна данной программы курса определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

                                                                    Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

Выпускник научится:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество.

Личностные:

У выпускника будут сформированы:

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- интерес к изучению курса.

Регулятивные:

Выпускник научится на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные:

Выпускник научится:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

 - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

 - предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности.

Формы проведения занятий

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

- исследовательские задания.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение. Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

«Среда обитания»

Времена года на Земле

Сравнение   времен года в разных географических   поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Изменения окружающей среды

 Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

 «Жизнь животных»

Динозавры – вымерший вид животных

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги.

 «Реки и озера»

Реки и озера

Пресная вода. Осадки.

Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

Жизнь у рек и озер

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Околоводные птицы

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Акция «Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов. 

«Человек и животные»

Жизнь среди людей

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Ролевая игра «Это все кошки»

Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Люди и паразиты

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя». 

«Сельскохозяйственный труд»

Почва

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

 Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Подготовка почвы на пришкольном участке

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения).  Декоративные растения

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

 Подведение итогов курса

 Подведение итогов курса: что узнали, чему научились.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Темы занятий

Количество часов

Введение. Жизнь на Земле.

1 ч

Среда обитания.

6 ч

Жизнь животных.

4 ч

Реки и озера.

8 ч

Человек и животные

8 ч

Сельскохозяйственный труд

8 ч

Итого

35 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы на 2020 – 2021 учебный год

 

№ занятия

Дата план.

Дата факт.

Тема занятия

Основные виды деятельности учащихся

1

 

03.09

 

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.

2

10.09

 

Времена года на Земле.

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

3

17.09

 

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

 

4

24.09

 

Изменения окружающей среды.

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

 

5

01.10

 

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем

6

08.10

 

Условия жизни растений.

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

 

7

15.10

 

Разнообразие животных, условия их жизни.

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

8

22.10

 

Динозавры – вымерший вид животных.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

9

05.11

 

Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров

10

12.11

 

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

11

19.11

 

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Башкортостана. Разгадывание загадок.

12

26.11

 

Реки и озера.

Пресная вода. Осадки.

13

03.12

 

Получение кислорода под водой.

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь).

14

10.12

 

Пресноводные животные и растения.

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов.

15

17.12

 

Жизнь у рек и озер.

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

16

24.12

 

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.

17

12.01

 

Околоводные птицы.

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания.

18

14.01

 

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

19

21.01

 

Акция «Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям села (составление и распространении листовок – призывов).

20

28.01

 

Жизнь среди людей.

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек.

21

04.02

 

Ролевая игра «Это все кошки».

Знакомство с правилами ролевой игры, игра.

22

11.02

 

Домашние животные.

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

23

18.02

 

Викторина «Собаки – наши друзья».

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

24

25.02

 

Уход за домашними животными.

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки.

25

04.03

 

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

26

11.03

 

Люди и паразиты.

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

27

18.03

 

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя».

28

25.03

 

Почва.

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

29

08.04

 

Семена овощных и декоративных культур.

 Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян

30

15.04

 

Заботы хлебороба весной.

 Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

31

22.04

 

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений.

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

32

29.04

 

Подготовка почвы на пришкольном участке.

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

33

06.05

 

Высадка рассады на участке. Составление графика полива.

 Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах

34

20.05

 

Декоративные растения.

 Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

35

 

 

Подведение итогов курса.

Подведение итогов: что узнали, чему научились.

 

           Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности

Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

Плешаков А. А. Зеленый дом. Зеленые страницы / А. А. Плешаков. Москва: Просвещение, 2015.

3.Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба. Атлас-определитель: книга для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. Москва: Просвещение, 2015.

4.Плешаков А. А. Зеленый дом: Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков. Москва: Просвещение, 2015.

5.Олимпиадные задания для учащихся 1-4 классов

       Интернет - ресурсы:

- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir

- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/rabochaya-programma-po-okruzhayushchemu-miru-pleshakov-aa-1-kl

- Официальный сайт Образовательной системы «Школа России». – Режим доступа: http://www.prosv.ru

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий