Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Земля - наш дом»
Программа курса «Земля -
наш дом» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Программа курса реализована в рамках
«Внеурочной деятельности» экологическое направление.
Новизна данной программы курса определена федеральным
государственным стандартом начального общего образования.
Результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Изучение
курса формирует следующие универсальные
учебные действия:
Коммуникативные:
Выпускник научится:
- вступать в диалог (отвечать
на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить
к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном
обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с
соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим
мнениям, учитывать их в совместной работе.
- адекватно воспринимать предложения
учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- ставить вопросы; обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество.
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
- экологическая культура: ценностное
отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
нерасточительного, поведения;
- гражданская идентичность в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и
чувства;
- ориентация в нравственном
содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на
уровне, соответствующем возрасту);
- интерес к изучению курса.
Регулятивные:
Выпускник научится на доступном уровне:
- адекватно воспринимать
оценку учителя;
- вносить необходимые
дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем
ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено, и того, что еще неизвестно. - составлять план решения учебной
проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других.
Познавательные:
Выпускник научится:
- узнавать животных и птиц в
природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за животными и
птицами;
- выполнять правила
экологически сообразного поведения в
природе;
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- доказывать, уникальность и красоту каждого
природного объекта;
- заботиться
об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в
природе (конкретные примеры);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оформлять
результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
- использовать знания о способах
охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной,
пропагандистской деятельности.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с
элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа
(индивидуальная и групповая);
- исследовательские задания.
Содержание
курса внеурочной деятельности
Введение. Жизнь на Земле
Проведение инструктажей по
технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.
Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение
жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным
миров разные эпохи развития Земли.
«Среда
обитания»
Времена года на Земле
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни
от изменений температуры и осадков
Наблюдения
за сезонными изменениями в неживой и живой природе
Найти признаки ранней
осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных
через 1-2 недели.
Изменения
окружающей среды
Смена естественных и регулярных изменений, их
взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность
хищников)
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
Виды
сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по
технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Условия жизни растений
Дикорастущие и
культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Разнообразие животных, условия их жизни
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в
экосистеме. Цепи питания.
«Жизнь животных»
Динозавры
– вымерший вид животных
Обсуждение прочитанных книг о
динозаврах, рассматривание рисунков
Просмотр
видеофильма о жизни динозавров
Рассматривание и
обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Экологический
проект «Почему нужно защищать природу?
Полезные взаимосвязи
природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и
обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и
растений
Знакомство с разделами Красной книги.
«Реки и озера»
Реки и
озера
Пресная вода. Осадки.
Получение
кислорода под водой
Жители рек
- рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки
комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный
пузырь)
Пресноводные
животные и растения
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Жизнь у
рек и озер
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие
(перепончатые конечности)
Экологический
проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Кислотные
дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения
водоемов
Околоводные
птицы
Особое питание, перья и другие
приспособления. Составление цепи питания
Подготовка
акции «Сохраним первоцвет!»
Чтение рассказов о
первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Акция
«Сохраним первоцвет!»
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к
жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
«Человек и животные»
Жизнь
среди людей
Жизнь в городах.
Человек и животное. Изготовление кормушек
Ролевая игра «Это все кошки»
Домашние
животные
Знакомство с
разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс
загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Викторина «Собаки – наши друзья»
Загадки, рассказ
учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Уход
за домашними животными
Разработка инструкции
по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские
свинки, попугаи, канарейки).
Работа
над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Подбор и обработка материала к
проекту. Работа в группах.
Люди и
паразиты
Понятие – паразиты.
Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Бактерии
и вирусы. Борьба с болезнями
Жизнь бактерий и
вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система
человека. Мини- сочинение «Защити себя».
«Сельскохозяйственный
труд»
Почва
Представление о
необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать
умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение
механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Семена
овощных и декоративных культур
Беседа о многообразии
семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о
правилах хранения и посева семян.
Заботы
хлебороба весной
Закрепить
представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении
труда людей весной в поле.
Изготовление
«Посадочных лент» семян культурных растений
Изучение площади
питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте».
Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной
из пшеничной муки.
Подготовка
почвы на пришкольном участке
Инструктаж по технике безопасности
с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических
удобрений.
Высадка рассады на участке. Составление графика полива
Инструктаж по технике
безопасности. Составление плана –
проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Декоративные растения
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять
понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные
папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Подведение итогов
курса
Подведение итогов
курса: что узнали, чему научились.
Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Темы занятий |
Количество часов |
Введение. Жизнь на Земле. |
1 ч |
Среда обитания. |
6 ч |
Жизнь животных. |
4 ч |
Реки и озера. |
8 ч |
Человек и животные |
8 ч |
Сельскохозяйственный труд |
8 ч |
Итого |
35 ч |
Календарно – тематическое планирование с
указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы на
2020 – 2021 учебный год
№ занятия |
Дата план. |
Дата факт. |
Тема занятия |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
03.09 |
|
Вводное занятие. Жизнь на Земле. |
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении
наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом
учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение
сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи
развития Земли. |
2 |
10.09 |
|
Времена года на Земле. |
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли.
Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков |
3 |
17.09 |
|
Наблюдения за сезонными изменениями
в неживой и живой природе. |
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том,
какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. |
4 |
24.09 |
|
Изменения окружающей среды. |
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь
(количество растительности – численность травоядных – численность хищников) |
5 |
01.10 |
|
Практическое занятие «Осень на пришкольном
участке». |
Виды
сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж
по технике безопасности при работе с с/х инвентарем |
6 |
08.10 |
|
Условия жизни растений. |
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые
растения |
7 |
15.10 |
|
Разнообразие животных, условия их жизни. |
Представление о классификации животного мира. Местообитание
животных в экосистеме. Цепи питания. |
8 |
22.10 |
|
Динозавры – вымерший вид животных. |
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание
рисунков |
9 |
05.11 |
|
Просмотр видеофильма о жизни динозавров. |
Рассматривание
и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров |
10 |
12.11 |
|
Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?» |
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для
сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. |
11 |
19.11 |
|
Красная книга – способ защиты редких видов
животных и растений. |
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга
Башкортостана. Разгадывание загадок. |
12 |
26.11 |
|
Реки и озера. |
Пресная вода. Осадки. |
13 |
03.12 |
|
Получение кислорода
под водой. |
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения
кислорода (личинки комаров - через трубочку,
жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). |
14 |
10.12 |
|
Пресноводные животные и растения. |
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей
о жителях пресных водоемов. |
15 |
17.12 |
|
Жизнь у рек и озер. |
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие
(перепончатые конечности). |
16 |
24.12 |
|
Экологический
проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». |
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных
вод - причина загрязнения водоемов. |
17 |
12.01 |
|
Околоводные птицы. |
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи
питания. |
18 |
14.01 |
|
Подготовка акции
«Сохраним первоцвет!» |
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в
Красной книге края. |
19 |
21.01 |
|
Акция «Сохраним
первоцвет!» |
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление
обращения к жителям села (составление и распространении листовок – призывов). |
20 |
28.01 |
|
Жизнь среди людей. |
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление
кормушек. |
21 |
04.02 |
|
Ролевая игра «Это все кошки». |
Знакомство с правилами ролевой игры, игра. |
22 |
11.02 |
|
Домашние животные. |
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о
своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация –
декупаж. |
23 |
18.02 |
|
Викторина «Собаки – наши
друзья». |
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра –
викторина «Породы собак». |
24 |
25.02 |
|
Уход за домашними животными. |
Разработка
инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки,
морские свинки, попугаи, канарейки. |
25 |
04.03 |
|
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого
приручил». |
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. |
26 |
11.03 |
|
Люди и паразиты. |
Понятие
– паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. |
27 |
18.03 |
|
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. |
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные
вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя». |
28 |
25.03 |
|
Почва. |
Представление о
необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать
умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение
механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). |
29 |
08.04 |
|
Семена овощных и
декоративных культур. |
Беседа о многообразии
семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания
о правилах хранения и посева семян |
30 |
15.04 |
|
Заботы хлебороба весной. |
Закрепить представления о сезонности труда
людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. |
31 |
22.04 |
|
Изготовление «Посадочных
лент» семян культурных растений. |
Изучение площади питания
семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте».
Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером,
приготовленной из пшеничной муки. |
32 |
29.04 |
|
Подготовка почвы на
пришкольном участке. |
Инструктаж по технике безопасности с
сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических
удобрений. |
33 |
06.05 |
|
Высадка рассады на
участке. Составление графика полива. |
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по
цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах |
34 |
20.05 |
|
Декоративные растения. |
Декоративные растения и цели их выращивания.
Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в
гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое
растение». |
35 |
|
|
Подведение итогов курса. |
Подведение итогов: что
узнали, чему научились. |
Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия
для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Плешаков
А. А. Зеленый дом. Зеленые страницы
/ А. А. Плешаков. Москва: Просвещение, 2015.
3.Плешаков
А. А. Зеленый дом. От земли до неба.
Атлас-определитель: книга для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. Москва:
Просвещение, 2015.
4.Плешаков
А. А. Зеленый дом: Великан на
поляне, или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков. Москва:
Просвещение, 2015.
5.Олимпиадные задания для
учащихся 1-4 классов
Интернет
- ресурсы:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir
- Официальный сайт
Образовательной системы «Школа России». – Режим доступа: http://www.prosv.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий